Равиля Наджиповна САЛИМОВА (ПРОКОПЕНКО)

Узбекская баскетболистка, Чемпионка Мира и четырёхкратная Чемпионка Европы

Равиля Прокопенко-СалимоваРодилась 8 августа 1941 года в городе Шурчи Сурхандарьинской области Узбекистана. Одна из самых высокорослых центровых мирового женского баскетбола. Заслуженный мастер спорта. В 1960—1971 гг. - спортивное общество «Мехнат» (команда «Текстильмаш» Ташкент), с 1972 года - команда спортивного клуба Института физкультуры (Ташкент). В 1962—1968 гг. входила в состав сборной команды СССР. Чемпионка мира 1967 года. Чемпионка Европы 1962, 1964, 1966, 1968 гг. Награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Республики Узбекистан (неизвестно). В советские годы — инструктор Спорткомитета Узбекской ССР. В последние годы работала Директором детско-юношеской спортшколы. Дети - дочь Анжела и сын Игорь.
(Информация собрана из различных источников)

Информационные материалы в Интернете о величайшей баскетболистке узбекской земли Равиле Наджиповне ПРОКОПЕНКО-САЛИМОВОЙ:

  • На узбекском языке -- информация практически полностью отсутствует - как на кириллице, так и на латинице (даже нет информации о награждении спортсменки Исламом Каримовым).
  • В Википедии -- отдельной статьи о Прокопенко-Салимовой нет - есть только упоминание в списке Заслуженных мастеров спорта СССР.
  • На английском языке -- её фамилия и игровая статистика приводятся в разделах о победителях чемпионатов мира и Европы (сборная СССР).
  • На русском языке -- куцая биография на российских спортивных сайтах и татарской виртуальной энциклопедии. Более менее развёрнуто - только один материал в Узнете от узбекского журналиста Сергея Данилова в виде монолога самой спортсменки.
  • Фотографии Салимовой -- нет нигде как отдельных её фото, так и в составе сборной СССР (!) - ни на одном Интернет-ресурсе (только в вышеуказанной статье Данилова приводятся небольшие фотографии из личного архива баскетболистки).

Это просто позор узбекской журналистики.

А ведь эта великая женщина прославляла свою родину на весь мир -- познакомиться с ней считали за честь Шараф Рашидов, Никита Хрущёв, Джон Кеннеди, Мао Цзедун, Юрий Гагарин, Элвис Пресли и многие другие... И где статьи про эти встречи, где фотографии?... Во всём мире о жизни и успехах таких женщин пишут книги миллионными тиражами, печатают газеты, делают телепередачи, снимают документальные и художественные фильмы, и на них пытаются быть похожими вся молодёжь. Но только -- не в Узбекистане.

И ещё у меня возник вопрос: Почему она так рано завершила карьеру в большом баскетболе (в сборную Союза перестали приглашать после 27 лет) - была травма или повлияли другие причины? И ещё много других вопросов...

ЗВЕЗДА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Сергей ДАНИЛОВ

Кишлачной девчонке, выросшей в провинциальной глуши на жарком юге Узбекистана, и в сказочном сне не могло присниться, что ей будут аплодировать в Организации Объединенных Наций, ее будут принимать Папа Римский, Мао Цзедун, Джон Кеннеди и еще немалое число президентов и правителей. Ею будет восхищаться космический первопроходец Юрий Гагарин, учить танцевать твист Элвис Пресли. Восторженные латиноамериканцы будут ходить за ней многотысячными толпами, а в перуанской столице один из центральных рынков назовут в ее честь, правда на свой манер переиначив фамилию – «Салинова»...

Неоднократная чемпионка мира, Европы, универсиад по баскетболу, самая знаменитая спортсменка Узбекистана ХХ века, прославившая нашу республику на всех континентах, проложившая дорогу на мировую арену сонму других узбекистанских звезд, заслуженный мастер спорта СССР Равиля Салимова рассказывает о себе:

Приехала я в Ташкент в 58-м. До этого все свои 16 лет прожила в Сурхандарье, в Шурчи. Там родилась, училась, хлопок тонковолокнистый собирала...
Нас с сестрой подняла, вырастила и в люди вывела мама. Я преклоняюсь перед ней. В 22 года мама осталась одна с двумя детьми на руках. Отец ушел на войну, лишь раз повидав меня, полуторамесячную...

Я – копия папа, вплоть до ногтей. И ростом в него. Земляки жалели: бедная девочка – ни обуви не достать, ни одежды... А сестра пошла в маму, такая же интересная. Я помню, что желающих взять маму в жены было немало, но она посвятила себя нам и памяти отца.

Наверно, я никогда бы не уехала из Шурчи, если бы не случай. У нас в школе был легкоатлет Юра Минеев, лет на пять-шесть старше меня. После школы Юра поступил в Ташкенте в пединститут. Как-то он поехал на соревнования в Сталинабад (нынешний Душанбе) и по пути заскочил с товарищем к родителям. Увидел меня: Боже мой, такие большие девчонки сейчас в баскетбол играют, тебе бы в Ташкент...

Дал он мой адрес Рите Безгиной – она в том же институте училась и занималась баскетболом у Леонида Константиновича Величко. Рита тренеру рассказала, что в Сурхандарье девочка есть ростом под два метра. Тот хоть и не поверил, но письмо написал.

И вот мы с подругой Надей Павленко поехали в столицу... Пришли по адресу на шоссе Луначарского, домой к Величко. На наш стук вышла его мама. «Зачем вы на дувал-то залезли?! – крикнула с крыльца. – Слезайте сейчас же!» А когда открыла калитку, оторопела: стоит перед ней девуля двухметровая!

Оказалось, что Леонид Константинович на сборах, готовит девочек к Всесоюзной спартакиаде школьниц в Тбилиси. Мы оставили адрес, где остановились, и ушли. Леонид Константинович нашел нас на следующий же день. Меня сразу – в физкультурный диспансер, а в Шурчи – телеграмму, чтобы не волновались: дочку, мол, в Ташкенте оставляю. И повез со сборной в Тбилиси.

А в Тбилиси, на Петропавловском кладбище, у меня похоронен отец: госпиталь там был... Мама, узнав, что в Грузию меня повезут, сообщила номер могилы. Так все тбилисские болельщики помогали ее искать, когда на соревнованиях выходной день был. Нашли.

Ну, а потом меня вызвали в молодежную сборную страны и повезли в Китай. Я тогда толком еще ничего не умела, но училась быстро. Сначала объяснили: вот здесь стой (правила «трех секунд» еще не было), лови мяч и бросай в кольцо. Ну, а потом тренер женской сборной Степас Мечиславович Бутаутас занимался со мной буквально днем и ночью. Он мне и поставил технику. Уже через год я вполне прилично играла. А спустя еще год меня включили в символическую сборную мира...

И вот мир закрутился перед глазами кишлачной девчонки: Франция, Италия, США, Чехословакия, Болгария... Глядя на исторические памятники, поднимаясь на Эйфелеву башню, фотографируясь с людьми, о которых только по радио слышала, я наивно изумлялась всему, но до конца так и не понимала, что я за рубежом, что меня принимают сильные мира сего.

Наверное, это происходило потому, что вокруг меня была домашняя, душевная атмосфера. Ребята и девочки (в те годы мужская и женская сборные часто ездили вместе) оберегали, опекали. Садимся за стол – они: «Равилина, Равилюша!», и все за мной ухаживают. Надо мной как над ребенком хлопотали Отса и Китцинг, Максимельянова и Еремина, Альберт Вальтин... Ну и, конечно, Лидия Владимировна Алексеева, главный тренер сборной.

Человеческую доброту в отношении людей ко мне я чувствовала постоянно, с первых своих шагов в баскетболе. Помните, в Тбилиси мне помогли разыскать могилу отца? Там же меня впервые по-человечески одели-обули (я-то из дому в Ташкент в галошах на босу ногу уехала). Сшили босоножки, ботинки и туфли по размеру (вот подарок!). Представитель Союза спортивных обществ и организаций Николай Александрович Бешкарев поручил девочкам постарше подыскать для меня в магазинах одежду, дал денег. Потом сшили мне плащ: в Китай ехали осенью, было уже прохладно...

Все для меня тогда было в диковинку. Только вот людям я не удивлялась. Считала естественным, что сижу рядом с Мао Цзедуном, что по пути во Францию со мной захотел сфотографироваться Хрущев, что Гагарин обнимал: «Какая ты славная...» В Вашингтоне, перед поездкой в Белый дом на прием к Джону Кеннеди, мидовцы наставляли, как себя вести. А я по парку с президентскими детьми беготню устроила...

Когда вспоминаю все это, ни о чем сожалеть не приходится – я действительно счастливая. А теперь еще и в детях. Дочь Анжела великой спортсменкой не стала, хотя и поиграла в баскетбол за сборную Узбекистана. Зато вместе с мужем, известным фехтовальщиком и прекрасным зятем Валерием Захаревичем, подарила мне внучку Миланочку и внука Даниэльчика. Вырос и мой младший сын Игорь, в этом году институт окончил.

Счастлива я и потому, что родину не потеряла. Сколько было предложений и посулов: переезжай, оставайся, все для тебя сделаем. Еще в первый приезд в Тбилиси предлагали двухкомнатную квартиру в центре города. А я: какая квартира! Какой Тбилиси! Мне побыстрее в район надо, к маме, сестре...

Хотя жить пришлось все же в Ташкенте. Я, как приехала, сразу в спортивное общество «Мехнат» попала. Да так с профсоюзным спортом всю жизнь и связала. Мне дали комнатушку на стадионе «Пищевик». А уж когда мы в высшую лигу вышли, получила квартиру на Чиланзаре. Правда, бывала там не часто, больше на сборах да на выездах.

Предложения уехать из Ташкента продолжали поступать. Раз в Штатах меня, совсем юную, чуть не украли. В другой раз предложили остаться уже по-человечески и вполне серьезно. А из Южной Америки вообще не выпускали. Мы почти полтора месяца не могли улететь домой. Меня и в Ригу приглашали, и Бутаутас очень хотел в Каунас забрать, Москва «силовые» методы применяла, а я – домой!

Дома «пахать» на площадке приходилось от звонка до звонка, по сорок минут, да и на выездах тоже. Помню, мы в Риге Спартакиаду профсоюзов играли. Анжелка у меня только родилась, на руках у моей мамы на скамейке запасных попискивала, а я – на площадке. Пятое место тогда заняли. А с родным «Таштекстильмашем» были даже четвертыми в Союзе. Ко мне всегда прекрасно относились, Рашидов дочерью узбекского народа называл. Да и сейчас отношение Президента просто прекрасное. Последний раз, когда орден вручал, так тепло поздравил.

Моих друзей-спортсменов очень удивляло то, что я всегда рвалась домой, даже после того, как уже много поездила, мир посмотрела. «Равиля, куда ты поедешь? Оставайся здесь...» А я говорила: «Знаете, девчонки, вот вы приедете к нам, посмотрите, какая у нас республика, какой народ, и поймете».

И вот когда мы первый раз провели у себя в Ташкенте высшую лигу, они ахнули. Потом бегали за мной: «Салимова, ну договорись, чтобы у вас еще тур приняли. Ой, как у вас хорошо, как людей любят, как к спорту относятся...»

У нас и сейчас к спорту отношение самое доброжелательное. Конечно, есть трудности, проблемы (это во мне директор детско-юношеской спортшколы заговорил). Но от Олимпиады к Олимпиаде наши спортсмены все выше поднимают флаг Узбекистана, все громче славят свою Родину, во имя которой когда-то и я с подругами и друзьями-спортсменами потрудились на спортивных площадках.


Монолог звезды отечественного баскетбола записал журналист Сергей ДАНИЛОВ
19.04.2007
Отсюда.





@темы: обалденно, день рождения